Творческий проект «Декоративная шкатулка» - Мои файлы - Каталог файлов - Школа
Среда, 07.12.2016, 14:26
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Освіта
Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
...
...
Вход на сайт
Block title
Block title
Главная » Файлы » Мои файлы

Творческий проект «Декоративная шкатулка»
Весь материал в архиве.
Уважаемый посетитель сайта!
Чтобы скачать, Вам нужно кликнуть по рекламе.

10.02.2015, 09:17

Оглавление

 

1. Выбор и обоснование темы проекта                                                  с.3

2. Цель и задачи проекта                                                                        с.3

3. Схема обдумывания                                                                            с.4

4. История и современность декоративной деревообработки                с.4

5. Основные параметры и ограничения                                 с.7

6. Развитие идеи                                                                    с.7

7. Работа над формой шкатулки (варианты)                                             с.8

8. Орнамент шкатулки                                                                              с.9

9. Требования к изделию                                                                         с.9

10. Инструменты и оборудование                                                           с.10

11. Материалы                                                                                         с.10

12. Технологическая последовательность изготовления шкатулки       с.10

13. Контроль качества                                                                            с.12

14. Техника безопасности при выполнении работы                            с.12  

15.  Эколого-экономическое обоснование                                              с.12

16. Использованная литература                                                             с.13

  1. Выбор и обоснование темы проекта.

            Занимаясь резьбой по дереву на уроках технологии, я понял, что уже могу сделать подарок из дерева своими руками. В меч­тах мне давно хотелось сделать по-настоящему красивое резное изделие, пусть даже оно будет небольших размеров. Вспомнив уроки технологии, на которых учитель показывал нам образцы различных изделий, после недолгих раздумий я остановил свой выбор на изготовлении шкатулки.

Это изделие привлекло меня тем, что  люди любят такие вещи и материала для шкатулки требуется немного. Деревянные вещи создают уют в доме, хранят в себе тепло человеческих рук, а шкатулка с вырезанным узором станет и украшением любой комнаты.

Кроме того, изготовление шкатулки для меня — еще один шаг по ступеньке развития, так как это изделие более сложное в изготовлении. Оно требует больших усилий, умения, точно­сти, аккуратности, знаний. Также оно дает больше возможно­стей проявить свои способности.

 

2.     Цель и задачи проекта

Цель проекта – изготовить декоративную шкатулку из древесины.

Задачи:

1)      Изучить историю декоративной деревообработки.

2)      Определить основную идею проекта.

3)      Выбрать объект и технологию труда.

4)      Изготовить шкатулку согласно технологии.

5)      Провести контроль качества изделия.

3. Схема обдумывания.

Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо четко представлять все основные аспекты своей работы. Я это представляю так:

 

 

4. История и современность декоративной деревообработки.

            Шкатулки являются предметом домашнего обихода, и появились они в незапамятные времена. Людям они служат для хранения различных мелких предметов. Предназначение может быть разным. В шкатулках держали деньги, ценные бумаги, письма, фотографии, амулеты. В красивых шкатулках лежали когда-то дуэльные пистолеты.

            Но наибольшим спросом шкатулки пользовались у женщин, в них они хранили свои украшения и драгоценности, швейные и вышивальные принадлежности.

            В течение многих веков люди изготавливали шкатулки из различных материалов: глины, древесины, камня, металла, стекла, в наше время - из пластмасс. Различались они размерами, конструкцией, по форме (квадратные, круглые, многогранные, овальные). Искусные мастера изготавливали шкатулки с секретами, замочками, инкрустировали их драгоценными каменьями, металлами, слоновой костью. Но самыми разнообразными были шкатулки из древесины, так как этот материал лучше обрабатывается. Ценились шкатулки из ценных пород - ореха, бука, акации, дуба, палисандра, самшита. Если же не было ценной древесины, мастер мог скромную шкатулку украсить богатой резьбой.

            На Руси очень ценились работники, которые могли делать вещи из дерева и украшать их резьбой. Большинство людей старалось приобрести себе такие изделия для украшения жилища.

            Одним из таких видов была геометрическая или трехгранновыемчатая резьба. В литературе встречаются другие её названия: клинообразная, клиновидная и др.

Это самый доступный по простоте и технологичности (после прорезной) вид резьбы по дереву. По своей сути геометрическая резьба - это повторяющиеся в определенной композиции клинорезные выемки, которые могут различаться по размерам, глубине, по геометрии углов, под которыми производится выемка. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки. Наиболее распространены двух- и трехгранные выемки. Осо­бенное развитие получила именно трехгранная выемка, которая во многих источниках так и называется - трехгранновыемчатая резьба. Привлекательность ее в том, что она позволяет получить неограниченное количество вариантов узоров. Менее часто задействуются четырехгранные выемки, квадратные и прямо­угольные, но их исполнение потребует большего мастерства, хотя техника ничем не отличается от предыдущих.                                                                   Как подвид геометрической резьбы надо рассматривать и скобчатую резь­бу. Основная ее особенность в том, что подрезки (выемки) выполняются не прямой, а полукруглой стамеской. Каж­дая подрезка выполняется в два приема: сначала подрезка под прямым углом, затем - под острым углом, значение ко­торого определяется характером узора. Основные виды древе­сины те же, что и в прорезной резьбе. Да и вообще во всех видах резьбы - хвойные, липа, ольха, осина. Можно применять и твер­дые породы, но переходить на более твердую древесину надо тогда, когда хорошо освоена техника резьбы на мягкой древеси­не, т. е. от простого к более сложному.

            Она состоит из целого ряда азбучных узоров, сочетание ко­торых даёт красивые, выразительные композиции (к разновид­ностям геометрической резьбы иногда относят и контурную резьбу, если она имеет прямолинейные или циркульные очерта­ния).

            Всё многообразие узоров геометрической резьбы практиче­ски состоит из сочетания азбучных элементов: сколышка и тре­угольника, которые можно рассмотреть в любой композиции. Любой, самый сложный геометрический узор можно расчленить на составляющие его элементы, и они окажутся или сколышками, или треугольниками.

В поисках декоративной композиции рекомендуется обра­щаться к произведениям народного искусства. У мастеров в разных регионах страны в искусстве геометрической резьбы наблюдаются свои предпочтения, несмотря на то, что исходные элементы этой резьбы везде одинаковы.

Из сочетания треугольников и сколышков, сливающихся в производные узоры (ромбы, цепочки, витейки и т. п.), можно создавать нескончаемое разнообразие сочных, выразительных декоративных композиций на самых различных изделиях.

Для исполнения геометрической резьбы нужен надёжный нож. Это так называемый косой, или сапожный, нож. Он должен быть прочным, крепко сидящим в руке и очень остро отточен­ным. Хорошие ножи из обломков широких пил по металлу (из­готовляемых из стали Р-18). Отдельные мастера выковывают себе ножи из широких напильников, из старых автомобильных рессор, из внешней обоймы крупных подшипников, вытачивают на электроточиле из обломков дисков фрез по металлу. Хоро­шие ножи получаются из полотна косы. Каждый использует те возможности, какие у него есть. Самый простой, но надёжный нож можно изготовить из обычной стамески шириной 20-30 мм. Его вытачивают на наждачном круге.

Для косого ножа делают деревянную или пластмассовую ручку (или, приложив с двух сторон полоски кожи или пороло­на, туго обматывают хлорвиниловой изоляционной лентой).

При выполнении геометрической резьбы нож держат крепко в кулаке, упираясь отставленным большим пальцем в ручку но­жа. Пальцами другой руки направляют кончик ножа, устанавли­вая его на линию рисунка.

Каждый из элементов резьбы легко выполняется после того, как освоено вырезание сколышка и треугольника.

Поверхность с геометрической резьбой может быть допол­нена различной отделкой, повышающей декоративную вырази­тельность вещи. Отделка деревянной поверхности с геометриче­ской резьбой может быть самой различной.

            Изделие с геометрической резьбой можно затонировать в серый цвет, используя для этого акварель или жидко разведён­ную чёрную тушь. После высыхания поверхности (естественная сушка около суток) её шлифуют до светлого дерева. Тёмно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева очень вы­разительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые града­ции от серо-охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания тонированной поверхности возможно лёгкое (однослойное) покрытие её жидко разведённым лаком.

            Можно сделать резьбу в негативном варианте: заранее зато­нировать подготовленное под резьбу изделие в темный цвет, на­пример, серый или коричневый. Дать ему высохнуть и по этому фону резать узоры. Светлые, сочные узоры на тёмном фоне соз­дают выразительный декоративный эффект. На выставках при­кладного искусства встречаются деревянные изделия, тониро­ванные в светло-фиолетовый цвет (как разведённые чернила) с последующей светлой резьбой по этому фону.

            Можно сделать и по заранее лакированной или полирован­ной поверхности. Если отлакировать изделие с естественным цветом дерева, то углублённые узоры получаются матовыми и более светлыми, чем блестящая поверхность предмета. Если же поверхность сначала тонируется, затем лакируется (или по­лируется), а по ней уже режется узор, то декоративная вырази­тельность изделия значительно повышается.

            Заманчив и многообразен мир резьбы со всеми его направ­лениями, стилями, техникой исполнения. Помимо всего, это приобщение к природе. Приобщение в том смысле, что резчик имеет дело с деревом, своеобразным в своей многоликости ма­териалом, созданным природой. Темы и сюжеты для воплоще­ния в дереве резчик черпает тоже из наблюдений за природой, фантазии которой неисчерпаемы.

            Войти в этот мир может каждый, кому небезразличны красо­та и совершенство, кто хотел бы преумножить достижения в этом направлении, сделать прекраснее свою жизнь, жизнь сво­их близких, приятно удивить окружающих.

 

5. Основные параметры и ограничения.

 

Изделие должно отвечать следующим требованиям:

·     Экологически чистое

·         Красивое

·         Безопасное

·         Прочное

·         Соответствие выбранной стилистике.

 

 

6. Развитие идеи.

Сделав выбор объекта труда, я стал обдумывать форму шка­тулки. Для этого прошел по магазинам, рынкам, посмотрел об­разцы в школе, изучил иллюстрации в книгах по резьбе. Собрав необходимую информацию, я проработал такую схему:

Шкатулка

Материалы

Инструмен

ты

Технология отделки

Функция

Форма

 

Конструкция

Камень

Пластмасса

Металл

Древесина:

  • Липа
  • Осина
  • Тополь
  • Береза
  • Бук
  • Дуб
  • Ясень

Рубанок,

ножовка, стамеска, резец, разметочные инструменты,

шлифовальная шкурка

Выжигание

Роспись по дереву

Резьба по дереву

Рабочая

Декоративная

Комбинированная

Круглая

Прямоугольная

Многогранная

Точеная

Клееная

Со съемной крышкой

 В итоге я определил для себя не только объект труда, но и технологию, и стиль изготовления (резьба), выбрал мате­риал и конструкцию шкатулки. Делая эскизы формы шкатул­ки, я учитывал, что она должна быть красивой, удобной в пользовании и посильной в изготовлении.

 

7.  Работа над формой шкатулки (варианты).

риант 1

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 3

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончательный вариант формы шкатулки

 

 

 

       
   
 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Форма боковых сторон шкатулки                      Форма верхней и нижней сторон шкатулки

 

8.  Орнамент шкатулки

                             

9. Требования к изделию.

 

Название изделия

Шкатулка

Функциональное назна­чение

Для хранения мелких предметов

Пользователь

Неограниченно

 

 

 

Единичное или массовое производство

Единичное

Размеры

Небольшие

 

Требования к материалам

Натуральные

 

Метод изготовления

Резьба по дереву

Внешний вид, стиль

Фольклорный (русский) стиль

Требования с точки зре­ния безопасности исполь­зования

Гладкая, без заусенцев поверхность

Экологические требова­ния

Экологически чистые материалы - древесина

 10. Инструменты и оборудование.

            Для изготовления изделия понадобятся: рубанок, ножовка, стамеска, резец, разметочные инструменты, шлифовальная шкурка.

            Если в орнаменте задуманы детали с небольшими окружно­стями, их вырезают полукруглой стамеской. Если же нет полу­круглых стамесок, окружности вырезают косым ножом. При этом следует помнить: чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30 градусов). Ко­сым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклонив его вправо, влево, внутрь окружности, наружу.

  1. Материалы.

            Для контурной резьбы подходят лиственные породы древе­сины: липа, осина, берёза, ольха. Хвойные породы здесь практи­чески не применяются из-за различной твёрдости составных частей годичного слоя. Соответствующего размера без пороков древесину нужно подготовить под резьбу. Для резьбы по свет­лой древесине её достаточно прострогать рубанком. Если же за­думана композиция на тёмном фоне, дощечку нужно затонировать. Если предполагается блестящая поверхность, нужно её по­крыть чёрным лаком, а когда он высохнет, располировать политурой. Тёмную, равномерно затонированную поверхность под резьбу можно подготовить и иначе: выстроганную заготов­ку протереть жидким раствором столярного клея или клея ПВА. После высыхания клея поверхность шлифуется мелкой наждач­ной бумагой и вновь покрывается клеем. После повторной шли­фовки поверхность дерева оказывается достаточно загрунтован­ной, чтобы чёрная тушь равномерно легла на неё. Просохшую тушь закрепляют лаком, который затем располировывают. Для тонирования используют самые разные красители: тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, марганцево-кислый калий. Поверхность можно оста­вить матовой, но можно и покрыть светлым лаком (закрепить краску) и отполировать.

 

12. Технологическая последовательность изготовления шкатулки

 

Наименование операции

Эскиз

Оборудование, инструменты

1

Разметить на заготовке стенки шкатулки

Верстак, карандаш, угольник, линейка

 

2

Распилить стенки

Ножовка

 

 

3

Выполнить угловые соединения

Верстак, ножовка, стамеска

 

4

Склеить стенки шкатулки

Клей, тиски

 

 

5

Обработать верхнюю и нижнюю кромки каркаса

                                

Шлифовальный круг

 

 

6

Приклеить дно и крышку

                       

Клей, тиски

 

 

7

Удалить припуски, обработать шкатулку по форме

 

Шлифовальный круг

8

Отшлифовать шкатулку

Шлифовальный круг, шлифшкурка

 

9

Наметить место пропила между крышкой и стенками

Карандаш, линейка, ножовка

10

Разметить орнамент

Карандаш, линейка, циркуль

 

11

Вырезать орнамент на шкатулке

               1

Нож-косяк

 

 

12

Покрыть шкатулку лаком

Кисть, лак

 

 

13

Отрезать крышку и зачистить место распила

Ножовка, шлифовальная шкурка

14

Изготовить и установить петли

       

 

 
 
 

 

 

                                   2 штуки

Проволока, плоскогубцы, кусачки

15

Покрыть шкатулку лаком вторично

                                      

Кисть, лак

 

 

16

Провести контроль качества

 

 

 

13.  Контроль качества.

Готовое изделие должно отвечать следующим требованиям:

1.Шкатулка выполнена аккуратно, в соответствии с техно­логией.

2.  Соблюдено единство композиционного решения орнамен­та и формы изделия.

3.  Выбранный материал соответствует назначению изделия.

 

14. Техника безопасности при выполнении работы.

1.            Надежно закреплять заготовку при строгании, пилении и резьбе.

2. Работать исправным, налаженным инструментом.

3.  Для обработки деталей шлифовальным кругом использо­вать специальный опорный столик.

4.  Резец держать в лотке верстака в защитном чехле.

5.  Работая резцом, свободную руку держать с противопо­ложной стороны от направления резания.

6.  Пыль, стружку, опилки удалять щеткой-сметкой.

7.  Работать в хорошо освещенном помещении.

8.  При лакировании работать в проветриваемом помещении.

9.  Стамеской резать древесину в направлении «от себя».

10. Во время резьбы следить за чистотой рук.

15.  Эколого-экономическое обоснование.

Шкатулка является экологически безвредным, не принося­щим опасных последствий здоровью человека изделием, так как изготовлена из чистой древесины. Технология изготовления при соблюдении техники безопасности и санитарно-гигиенических норм также является безопасной.

Определяя цену своей шкатулки, я суммировал затраты на материалы, электроэнергию (это составляет себестоимость), отчисления на предполагаемую зарплату, прибыль.

ц = с + п

Себестоимость включает в себя:

С1- стоимость древесины;

С2 - стоимость лака;

Сз - стоимость электроэнергии на станок;

С4 - стоимость электроэнергии дома и в школе;

С5 - амортизация (износ) станка, инструментов;

С6 - отчисления на зарплату;

С7 — стоимость фанеры;

С8- стоимость ткани;

С9- стоимость материала на петли и замочек;

С10 - стоимость клея.

Посчитаем себестоимость: С1= V • 1200 = 0,0003 м3 • 1200 = 0,36 р. С2=50г x 0,08р. = 4 р.

С3=0,4кВт x 1 ч (60 мин) x 1,16 р. = 0,46 р.

С4 =0,06 кВт x 2 x 20 ч x 1,16р. = 2,78 р.

С5, С9, С10 - незначительны.

С6=20ч. x 18р/ч = 360р.

С7= 0,02м2 • 80= 1,6 р.

С8= 0,06м2 x 130 = 7,8 р.

С = С1+ С2 + С3 + С4 + С6 + С7 + С8= 377 р.

Величина затрат на шкатулку составила 377 р. Если мою шкатулку продать за 400 р., то я получу прибыль, которую мож­но использовать на приобретение материалов:

П = Ц - С = 400 - 377 = 23 р.

Проведя экономические расчеты, я сделал вывод, что про­дажа оправдывает себя.

Использованная литература

  1. Дементьев С.В. Резьба по дереву. М., 2000 г.
  2. Коноваленко А.М. Основы столярного ремесла., Киев, 1994 г.
  3. Технология. Организация проектной деятельности. Волгоград, 2009 г.
Категория: Мои файлы< | Теги: творческий проект, декоративная шкатулка
Просмотров: 1567 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0